понедельник, 16 марта 2015 г.

"Живи и помни" (Распутин В.Г.)

70 - летие Победы. Многие мероприятия сегодня посвящаются этому событию. Говорить о ней больно и сложно. Война вошла в каждый дом. Мы встречаемся с оставшимися в живых участниками тех страшных событий лет,смотрим фильмы, читаем о ней. Сегодня я обращаюсь к повести "Живи и помни», написанной в 1974г. писателем Распутиным Валентином Григорьевичем (Светлая ему память!). Почему останавливаюсь именно на ней? Наверное потому, что это одно из его произведений, к которому я, как учитель истории, обращалась чаще, чем к остальным.
Замыслом сюжета этой повести, по словам автора, явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья. Он
озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета». Так и в повести. Действие   происходит в последние месяцы войны. Это история человека, который не выдержал тяжелых военных испытаний, нарушил свой долг — оказался дезертиром. Андрей Гуськов жил в Сибири, его деревня Атамановка ( созвучное Аталанке, где родился сам писатель) находилась на Ангаре, в глухих таежных местах. За четыре года до войны Андрей женился. Жили они с женой Настеной, как все, в обычных трудах и заботах, хотели иметь ребенка. Потом началась война и Андрей ушел на фронт.
Перед рождеством в Атамановку нагрянули председатель сельсовета из Карды Коновалов и конопатый участковый милиционер по фамилии Бурдак, которого за глаза звали Бардаком. От Ангары они повернули жеребца прямо к избе Гуськовых. Настены дома не было.
– Какие имеете известия от сына? – строго, как на допросе, спросил Бурдак у Михеича.
Ему показали последние письма Андрея. Бурдак прочитал их, дал прочитать Коновалову и спрятал к себе в карман.
– Больше он о себе ничего не сообщал?
– Нет. – Растерявшийся Михеич наконец пришел в себя. – А че такое с им? Где он?
– Вот это мы и хотим выяснить – где он? Потерялся где-то ваш Андрей Гуськов. Даст о себе знать – сообщите нам. Понятно?
– Понятно.
Ничего не было понятно Михеичу. Ни ему, ни Семеновне, ни Настене.
"
Гуськов прошел всю войну: "За три года Гуськов успел повоевать и в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее. Ему довелось испытать все: и танковые атаки, и броски на немецкие пулеметы, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую, упрямую охоту за «языком». Гуськов не привык, да и не мог привыкнуть к войне, он завидовал тем, кто в бой шел так же спокойно и просто, как на работу, но и он, сколько сумел, приспособился к ней – ничего другого ему не оставалось". Пока он был на фронте, все было вроде бы ничего, но попадает в госпиталь. Здесь и ощутил нарастающий страх за свою жизнь. Получив приказ вернуться на фронт, он решает съездить домой, захотелось повидать мать и отца, повиниться перед женой за то, что часто обижал ее, надеясь, что впереди — длинная жизнь и все можно будет исправить. А там будь что будет. Однако, Андрею не удается быстро доехать до Атамановки, и самовольная отлучка перерастает в дезертирство, а за это, по словам самого Андрея, нужно расстреливать, оживлять и опять расстреливать.Так начинается главная трагедия, изображенная в повести. Гуськов тайно встречается с Настеной и уговаривает ее помочь ему отсидеться в лесу. Настена любит мужа и тайком помогает ему.  "Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко, по шее неспокойно взад-вперед, как челнок, ходил острый кадык. И похудел, осунулся, поджался, а не надломился – видно, что сила и крепость еще остались, казалось, тронь – и зазвенит, спружинит от любого удара. Он, знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный, не тот, кому она знала, что говорить и как спрашивать, и кого провожала три с половиной года назад.– Вот, – виноватой улыбкой снова начала она, – приехала поглядеть, как ты тут. Ты не думай, никто не видел. Я уж сегодня из Карды прикатила, пока ты тут спал. Кой-чего привезла тебе на черный день.
– У меня теперь все дни черные, – впервые отозвался он."
Так начинается ее тайная, но мучительная жизнь, полная страданий и стыда за обман перед родными людьми  и односельчанами.  Тайные свидания в лесу отчуждают Андрея и Настену от общей жизни. Единственная их радость — любовь и зарождающаяся новая жизнь не делает их счастливыми. Подозрительно косятся на невестку родители Андрея. Как им объяснить, что у нее будет ребенок? Что сказать соседям? Появление ребенка, о котором она так долго мечтала, не скроешь и не объяснишь. Надо опять лгать, а это стыдно и страшно, и совесть мучает все сильнее."Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?До чего легко, способно жить в счастливые дни и до чего горько, окаянно в дни несчастные! Почему не дано человеку запасать впрок одно, чтобы смягчать затем тяжесть другого? Почему между тем и другим всегда пропасть?Постепенно эгоистический страх за собственную жизнь разрушает душу Гуськова, делает его жестоким, себялюбивым, замкнутым. "А станут совсем донимать тебя, -говорит он Настене, – всех порешу, всех пожгу, родную мать не пожалею…Судорожно, уставив безумные глаза на ту сторону Ангары, он втянул голову в плечи.
– Андрей! Андрей! – испугалась Настена.
Он невидяще глянул на нее и, отходя, освобождаясь от припадка тихой удушливой ярости, надолго умолк. Настена тоже не знала, что говорить. Какой-то словно чужой, издевательской мыслью она вдруг вспомнила, что ей нечем резать прутья, за которыми приплыла: не взяла с собой ни ножа, ни топора. Нет, в каждом из них с руками-ногами на одного сидит все же не один человек – несколько: вот и тянут его в разные стороны, разрывают на части, покуда не сведут в могилу. А он-то, бедный, еще говорит, что чужая душа потемки, будто хоть немножко знает свою." В деревне узнают о появлении Андрея, его ищут. 
"Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня, на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать. Вот оно наконец, желанное, заработанное мучениями счастье, – почему она не верила в него раньше? Чего она искала, чего добивалась? Напрасно, все напрасно.Стыдно… всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?… Но и стыд исчезнет, и стыд забудется, освободит ее…" 
Ночью, отправившись на лодке к мужу, Настена слышит за собой погоню, не выдерживает душевных страданий и бросается в Ангару. Так трагически оканчивается повесть. "Финал повести был для меня неожиданным, хотя я и понимаю, что таким финалом автор подчеркивает - преступление перед Родиной (дезертирство) не может остаться безнаказанным. Личное счастье героев приноситься в жертву необходимой обществу морали.", - пишет в своем отзыве один из читателей повести.
Автор обращается к своим героям, к читателям, чтобы они жили и помнили, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, чтобы не остаться одному и не уподобляться животным с животным страхом, прячась от людей.

Такой увидел правду жизни и войны писатель. А мне вспоминается другая история. Ее мне рассказала жительница села Мячина Клавдия Антоновна: "К нам поздним вечером, громко застучав, вошли вооруженные люди. Я была маленькая, но помню, что они спросили у мамы, не появлялся ли дома муж, наш отец. Везде проверяли: на чердаках, в сенях. Не нашли. Да мы и не знали, где он может быть: ведь мы его проводили на войну. Через некоторое время, семью сослали в ссылку, конфисковав все имущество. Прошло время. Окончилась ссылка. Закончилась война. Не все члены семьи, но вернулись в село. На работу не брали, считали врагами народа. Так и перебивались случайными заработками у соседей: кто хлеб, кто соль. Через несколько лет после войны, вызвали маму в сельсовет и вручили документ о реабилитации, объяснив, что муж был в плену, затем вырвался из плена, воевал, погиб, однако в списках не значился.Это и было причиной считать его дезертиром." Поэтому считаю, что автор повести "Живи и помни" правдиво описывает войну. Сколько трагедий человеческих судеб, описанных и неописанных, известных и неизвестных?!! Война!.. Это страшно. Война!.. Это сложно.

4 комментария:

  1. Очень добротный фильм поставили по этой повести. Не старый, а совсем новый, с Дарьей Мороз в главной роли.
    не дай нам бог..
    Светлая память Распутину.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне нравятся произведения Распутина. Его "Уроки французского", "Прощание с Матерой", "Дочь Ивана, мать Ивана"... Все о жизни, какая она есть.Да, и не дай нам бог... И почти по всем - фильмы ( "Рудольфио" , "Уроки французского", "Продается медвежья шкура", "Прощание", "Василий и Василиса", "Живи и помни").

      Удалить
  2. Галина Ивановна, спасибо за Вашу публикацию, за правду жизни, правду о войне. Сколько безвинно пострадали в те годы...
    Таких писателей, как Распутин немного, он писал честно, открыто, без прикрас. И про народ, и для народа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, его правда о войне и жизни очень тяжелые.В его произведениях много душевности.Он заставляет задуматься над нравственными проблемами общества, которые его волновали, и обращает на них внимание своими произведениями ("Пожар", "Прощание с Матерой"...).Много пишет о селе, которое сегодня вымирает.

      Удалить