среда, 11 марта 2015 г.

Я родилась в Сибири


Я живу в Чебаклах, есть такое село,
Что лежит у подножья Урмана.
Средь лесов и болот затерялось оно,
Словно остров среди океана.
И куда бы судьба ни забросила нас, 
Как бы ни была жизнь там приятней, 
Сердце ноет в груди, 
Слезы капают с глаз, 
Как магнитом нас тянет обратно. 
Чебаклы, Чебаклы, 
Всем любимый наш край, 
Нет его нам милее и краше. 
Чебаклы, Чебаклы, 
Наш придуманный рай, 
Это родина малая наша.
История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество 
                                                                                                                    (Карамзин Н.М.)
Как уже вам стало понятно с первых строчек стихотворения местного поэта, что сегодня будет разговор о селе, в котором я родилась и живу. Здесь жили мои предки. Сегодня для меня нет другого места на карте России, которое бы я знала так хорошо. Мне хорошо знакомы все тропинки от родного дома и к нему назад. Хорошо знаю озера и леса, что находятся вблизи. Изучала и продолжаю изучать его историю, и хочу затронуть лишь небольшую ее часть (довоенную), которая стала мне известна из письменных источников, воспоминаний односельчан, родных и близких мне людей. А также расскажу об истории своей семьи – рода Гладковых. Ведь история семьи есть часть истории села, страны. Они тесно переплетаются.
Часть 1. Из истории села.
  
Небольшое сибирское село Чебаклы затерялось среди множества озер, болот и лесов Большереченского района Омской области. Оно расположено в 75 км юго - западнее районного центра Большеречье в Омской области, в 22 км северо – западнее автомобильной дороги «Омск-Большеречье», в лесисто – болотистой местности.














Неизвестно почему при наличии свободных просторов с хорошими полями первые поселенцы выбрали это место. Может, их привлекло большое озеро, которое старожилы называют «Жилое». И возможно, по названию рыбы «чебак», которой в озере было множество, называется село. Известно, что в те времена болот и солончаков было больше, чем сейчас. Иные места были просто непроходимые в весеннее время, а по дорогам можно было проехать только тогда, когда хорошо просохнет почва. Село входило в состав Саргатского района. Своей церкви в селе не было. Чтобы сделать запись новорожденных детей, умерших родственников или чтобы обвенчаться, приходилось ездить за 25 км в деревню Карасук, где находилась Троицкая церковь. Подтверждением служат записи в церковноприходской книге. Например, запись под № 145в 1816 году гласит «У крестьянина Павла Копейкина деревни Чебаклинская родился сын Тарас». В 18 веке был введен церковный учет православного населения и раскольников. Священники должны были вести метрические книги о родившихся, умерших и сочетавшихся браком. Но записи в метрических книгах о родившихся и умерших вплоть до середины 19 века были неполнымиВ 1871 году в поселке уже было 30 дворов и 150 душ населения Старожилами села являются семьи Маниных, Гудиных, Гуровых, Голубевых, Дудкиных, Кобызевых, Пермяковых, Петровых, Пыжиковых, Плотниковых, Ермаковых и других. На снимках представлена семья Гуровых – старожилов села и их дома (постройка конца XIX века):





Фото из личного архива Самутинской Л.Г. 1959год. Старожилы села:( Верхний ряд ) первая ?, Алеева Е.К., Бахтина М.В.,Макарцева Агрофена,Гурова М., Гурова А.Я. и др. (Нижний ряд):Валерий, Людмила и Валентина.


Хотя хозяйств было мало, но они были крепкие, зажиточные.


Имели много лошадей. «У жителей сибирской деревни была страсть – иметь хороших выездных лошадей-рысаков иноходцев, бегунцов (скакунов).В зимнюю пору любители рысаков запрягали их в легковые сани и устраивали бега прямо в деревне, по деревенской улице. Другое дело – «бегунцы», бега устраивались только верхом на лошади. Несколько владельцев «бегунцов» бились об заклад и назначали бега, о чём знали не только в своей деревни, но и смежных с ней. Это было своего рода злобой дня. Бега обычно устраивались зимой, особенно на масленице. К началу бегов скакунов специально готовили: кормили только лёгкими кормами, тренировали, подбирались лёгкие седоки – исключительно подростки, цепкие и умеющие управлять лошадью во время бега. В день бегов почти всё население деревни, где проходили бега, выходило посмотреть на бегунцов, болельщики принимали участие в закладе на облюбованного бегунца. Расстояние бега определялось от 5 до 15 вёрст. По окончании бегов выигравшая сторона принимала заклады, тут же устраивались попойки», - так описывает «лошадиный интерес» местный краевед Аношин В.С. Претворяя решения 15 съезда партии в жизнь, с января 1930г. началась организация специальных животноводческих совхозов. Так был создан Красноярский скотоводческий совхоз. В совхоз входило 8 зон, таких как Красноярская, Криводановская, Курносовская, Шараповская, Малафеевская, Мясниковская, в том числе и  Чебаклинская. Директором этого совхоза стал Черняев Михаил. Но таким огромным совхозом было сложно руководить и управлять. И весной 1931г. Малафеевская зона была преобразована. Совхоз Чебаклинский был выделен в самостоятельный совхоз молочного направления. Он был образован путем слияния 2х колхозов: имени Буденного и Кызыл –Юл. В его состав  вошли отделения: Чистое, Черново, Русиново. Берёзовка, Чебаклы, Уваровка, Некрасовка, Балабаново. Через 4 года присоединился Яланкуль. Первым директором был Кашнов Николай Петрович. «Посевная площадь совхоза, согласно характеристики 1935г., 1544га, совхоз имеет 12 тракторов. 3 грузовые автомашины. Общее число рабочих 274, в том числе 67 временных. Крупно-рогатого скота в совхозе 1638 голов, в том числе 800 коров.». Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания. Многие крепкие хозяйства в селе были раскулачены и зажиточные крестьяне высланы за «васюганские болота». Выселяли целыми семьями. О том, как этот процесс коснулся моей семьи я расскажу немного позже. После раскулачивания остались кое-какие постройки угнанных кулаков, их отдали под школу и больницу:

Школа (ее часть)  на фото видна слева.

Строить начали в 1936 году из местного материала. Красного леса не было. Базы были примитивные, шатровые: из жердей и камыша. Коров было немного. Света не было, пользовались коптилками. После Кашнова Н.П. директором стал Клыков Михаил Тихонович. В годы его правления хозяйство по - прежнему было бедным. Коров доили вручную 3 раза в день. Доярки сами заготавливали корма сами скирдовали солому, а потом опять шли доить коров, таскать силос большими корзинами, сами чистили навозные ямы. На домашнем подворье работа тоже была ручная. Дудкина Агрофена Васильевна вспоминает, что они «вставали в 4 часа утра, доили коров и сразу шли месить глину, рубить чащу. Плели сараи и обмазывали эти плетки глиной, в обед опять доили коров и опять шли мазать сараи. Зимой силос возили на быках и лошадях. Сами рабочие жили в саманных или глиняных избушках по 2-3 семьи». Летом жили на выпасах, прямо в поле, иногда целыми семьями, брали с собой кур, поросят. Здесь же, на выпасах, были сепараторные пункты. Очень тяжело было в то время дояркам, среди которых в то время были: Пахомова Мария Максимовна. Давнистова Таисья Митрофановна, 12-летние девчушки - Умарова Вермия, Мостовая Эльза и др. По 30 коров приходилось доить одной доярке. Молоко сдавали в Ингалы, на маслодельный завод. Возили на быках. Вставали в 4 часов утра, возвращались в 7 часов вечера. В засушливые года (иной год засуха была очень сильная, высыхали даже озёра) приходилось смачивать колёса кипятком, так как в жару они разваливались и телеги приходили в негодность. Во вновь организованном совхозе не было ни тракторов, ни других сельскохозяйственных машин. Единственным транспортным средством была лошадь. И директор ездил на лошади. В первый год в совхозе посева было 700 гектаров, в основном это были силосные культуры и многолетние травы. Сено косили вручную. Большую роль играли воскресники. Люди работали на совесть с огоньком. А плата во время воскресников была, можно сказать, символическая: зарежут скотину и кормят всех досыта. Люди любили ходить на воскресники, потому, что работалось сообща весело, дружно и приходили на работу зачастую всей семьёй. Так же и силос закладывали. Хлеб убирали приводами, жатками-самобросками, на лошадях. Сеяли пшеницу, рожь, кукурузу, овёс, ячмень, горох, сажали картофель. Как бы не было трудно с уборкой справлялись всегда, убирали всё до последнего зёрнышка. С гектара убирали по 3 -7 центнеров пшеницы. Низкая урожайность объяснилась отсутствием правильной системы земледелия, низким качеством обработки полей и недостачей нужных машин для сельскохозяйственных работ. Земля плохо обрабатывалась, удобрений не было. Школьники помогали собирать золу по дворам и потом её вывозили на поля. Ток, где хранился урожай, был примитивным, крытый камышом. Веяли вручную. Хлеб сдавали государству. Семена засыпали на хранение. В 1932г. была образована первая начальная школа в селе. В ней было всего 2 класса, в которые посадили детей разного возраста. Здание, по словам старожилов, осталось от раскулаченной семьи. С организацией совхоза поселок начал быстро разрастаться. В Чебаклинском совхозе на 01.01.1935 г. числилось 96 лошадей, 357 овец и коз, 7 волов. В селе был только один магазин. В 1936г. начали строить жилые дома, коровники, магазины. Жизнь жителей села стала налаживаться. В 1936-1937г.г. в совхоз начала поступать новая техника (18 тракторов: 15 колесных и 3 гусеничных), а в 1938-1939г. поступили две авто машины «АМО». Эта одна из них:






 С приходом техники людям стало намного легче работать. Возросли урожаи. Однако, жизнь сельчан по - прежнему оставалась тяжела. Накануне войны все население было обложено налогами, которые нужно было платить государству. По словам Шиховой (Дедковой) Полины выплачивались следующие налоги: 

Молоко – 600 литров 

Мясо -40 кг 

Картофель – 2 ц 

Шерсть – 5 кг 

Яйцо – 300шт.

Даже страшно представить, сколько нужно трудиться, чтобы все это выплатить государству. Так и жило село до войны: бедно, трудно, но с планами на будущее. Так жили все. А я сейчас расскажу, как жили мои предки. 

Часть 2. Из истории семьи.


В 30 е годы мой прадед Гладков Семен Иванович считался зажиточным хозяином. В хозяйстве имели 25 коров, породистых лошадей, молотилку. Для себя сеяли хлеб. Но работников не нанимали. Делали все сами с сыновьями (3), снохами, женой и дочерьми(2). Прадед имел крутой нрав. Однажды во время ссоры за мать заступился один из сыновей, за что отец его вскоре выделил в самостоятельное, очевидно, небольшое хозяйство. Это был мой дед.  Поэтому он не был раскулачен. А все остальные члены семьи: Семен Иванович, его жена и двое других сыновей, были высланы за «васюганские болота». Прабабушка там не вынесла тяжелых условий жизни и вскоре умерла. Один из сыновей Филимон из ссылки сбежал, заехал в село тайно, забрал с собой невесту (выкрал) и уехал на Дальний Восток. В Омск вернулся в 1940 году. Ушел на фронт и погиб. Другой сын Иван из ссылки тоже бежал, бежал в Ленинград. Женился, но по навету жены был осужден за побег на 3 года. Затем его забирают в действующую армию. Отслужил 3 года. Начинается война, его забирают на войну. Служил танкистом, дошел до Берлина, вернулся живым. Пожалел детей брата Филимона, погибшего на войне, и женился на вдове. Мой же дед, Прокопий Семенович, которого вы видите на фотографии, в ссылке  не был. 




Он женился на девушке из бедной семьи. Однако, в колхоз его не взяли, как подкулачника (сына кулака). Он пошел работать в промысловую артель. В артели был плотником. Артель просуществовала недолго и самораспустилась. Стал работать на Шараповской заимке бригадиром дойного гурта, сформированного из скота раскулаченных хозяйств. Но по требованию жены вернулся домой и вступил в колхоз «КИМ», в котором она работала со дня его основания. В 1935 году из ссылки возвращается его отец и поселяется в доме когда – то изгнанного сына. Председатель колхоза, некогда раскулачивший Семена Ивановича, не мог допустить этого факта и исключил моего деда из колхоза (1935 г.) А жена продолжает быть членом колхоза. Что оставалось ему делать? Хотел уехать в город, но документов не давали. И он пошел работать в лесничество. Жена - в колхозе, он – в лесничестве. Стали жить на кордоне, так назывался в то время пост лесной стражи. Занимаясь лесничеством, он оказался мастером на все руки. А скорее всего это результат сибирского хозяйствования, которое он получил в когда –то «богатой» кулацкой   семье. На кордоне дед плел короба, сани, выделывал овчины, кожи для сапог, катал валенки, шил «вытяжные» (вытягивали из кожи) сапоги. Только для шитья сапог нанимал чеботаря (башмачника, сапожника, делающего чоботы. Изделий хватало не только для себя, но и на продажу. Хозяйство вели свое: сеяли хлеб, размалывали на муку, держали 2 коров, картофеля сажали всего 4 ведра (обходились без него), очень много употребляли молочных продуктов (масло, сметана), пекли свой хлеб ). Его семья жила не бедно. Но жили вдали от людей. Детям (сыну и дочке) приходилось ходить в школу за 4 километра от кордона. Прокопий Семенович хлопотал о документах. И получив их весной 1941 года, сразу же переехали из кордона в село. А летом в возрасте 38 лет он был призван на войну. Погиб в августе 1944 года. Ежегодно в день Победы, мы родственники, возлагаем цветы у обелиска,  где есть и его фамилия:






 Какой сложной иногда бывает судьба людей! Я открыла лишь одну страничку истории своего села и историю своих корней. А великая история страны, история села как мозаика собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю края, переплетается с ней, становится ее неотъемлемой частью. Так было, так есть и так будет всегда. Это жизнь.


24 комментария:

  1. Галина Ивановна, прекрасное весенне преображение блога. А статья..., я ее еще почитаю. Так трогательно, волнительно. Моя бабушка и дедушка тоже из зажиточных семей, война коснулась всех, никого не пощадила.
    Галина Ивановна, огромное спасибо. Вот еще одна страничка нашей истории, истории государства российского, как бы это высокопарно не звучало...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Писать история сложно, собираю по крупицам. По селу - архивы разделили, на месте ничего не осталось. По семье - еще сложнее - не знаем своих более древних корней. Везде только общая информация, а важнее детали. А вы с какого времени знаете свои корни?

      Удалить
  2. Галина Ивановна, здравствуйте. С огромным интересом прочитала статью. Очень люблю подобные историко-семейные и краеведческие исследования! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Анна! Рада знакомству с вами.Есть общие темы ( читала версии про название вашего города - мне очень понравилось!), значит, продолжим общение. Спасибо за отзыв.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Галина Ивановна! А я родом тоже из села. Есть такое село Развильное в Ростовской области. Уехали мы оттуда, когда мне годика три было. И все равно кажется, что милее и краше на свете нет. И воздух там особенным кажется, и сердце ровнее бьется...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Отвечу стихами Александра Каиля:
      Мы все однажды уезжаем
      В свой путь, влекомые судьбой.
      Но никогда не забываем,
      Где родились и дом родной.
      Да разве корни ты отрубишь?
      Там всё росло, тебя любя.
      И дом родной свой не забудешь,
      Где начиналась жизнь твоя.
      Мы все когда-то уезжаем
      Из мест знакомых и родных.
      Ну а в душе, переживаем,
      Как будто предали мы их.
      Но тянет часто нас обратно.
      И очень рвёмся к встрече мы.
      Всё, что теряем безвозвратно.
      Лишь на мгновенья дарят сны.
      Мы все куда-то уезжаем,
      Найти пытаясь сход дорог.
      И, лишь хлебнув всего, узнаем,
      Как дорог нам родной порог.
      А сколько всяких мест на свете,
      Красот земных не перечесть.
      Но не заменят дива эти,
      Тех мест родных, что в сердце есть.

      По - разному складывается судьба у людей, покинувших свои родные места, но воспоминания остаются сладостные. Бывали ли позже на своей родине?

      Удалить
    2. Спасибо за стихотворение, Галина Ивановна! Конечно, бывала. У меня ведь папка там лежит. И дедушка с бабушкой. К сожалению, они ушли очень рано.Да и мамин род весь оттуда. Часто, пока еще мама жива была, ездили туда. Сейчас бываю очень редко там.
      Как-то ехала на поезде. Развильное проезжали глубокой ночью. Не спала. Попросила проводницу открыть дверь в вагон - хоть глоток воздуха родного сделать....

      Удалить
    3. Сожалею об ушедших из жизни родных.Представляю, как тяжелы ваши воспоминания о родном селе. Извините, что затронула больную для вас тему.Но пока мы о них вспоминаем, они с нами. У меня тоже отец рано ушел из жизни ( за 2 дня до 50 лет по болезни).Нет в живых бабушек и дедушек.Но мама еще жива -ей 80 лет.

      Удалить
    4. Да нет, не болезненны, Галина Ивановна, так что извиняться не за что. Из всех только маму и помню. Дедушка с бабушкой погибли до моего рождения, папа - когда мне 3 годика было. А вот мама ушла- когда мне 20 исполнилось...
      Здоровья Вашей маме!
      Что- то мы как-то совсем по-женски перешли на другую тему. А тем не менее, пост замечательный! Все фотографии пересматриваю Ваши старые - нравится мне вот так прикасаться к старине (или к давности?) Какой-то дух другой. Более целостный, что ли... Да и жили идеями, светлым будущим... Дружно!

      Удалить
  5. Здравствуйте, дорогая Галина Ивановна! Зачиталась! Интересная история у Вашей семьи! Можно фильмы снимать. Теперь я Ваш постоянный читатель! Не потеряюсь больше! надо было давно ссылку попросить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Рада увидеть вас на страницах своего нового блога.Продолжаем общаться. История семьи будет иметь продолжение.Однако, многие ниточки корней трудно исследовать. Утеряны со временем. Дом Гладковых и старина Сибирская - возможна ли связь? Думаю, да. Но нужны данные тобольского архива.

      Удалить
    2. Знаете, я, когда читала, тоже про Старину подумала! Наверное, что-то вас связывает! Хороший повод заняться "раскопками", съездить в Тобольск. Там так красиво в июле!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Галина Ивановна. Судя по ревизским сказкам Тобольского архива мои предки, Кучумовы, проживали в Чебаклинском с 1812 по 1858 год, метрические книги пока не смог найти. Может В подскажете где можно их найти. Я буду Вам благодарен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, автор письма. Чебаклинских совхозов в Омской области 2: в Большереченском и Большеуковском районе.Если речь идет о Большеречеснском районе, то архив находится в Омске в историко - краеведческом музее: там есть все оцифрованные метрические записи с 1746 года.

      Удалить
  7. Здравствуйте Галина Ивановна. Извините не представился -Кучумов Сергей Валерьевич.Мои Кучумовы проживали в Тобольской губернии Омской округи Карасукской волости деревни Чебаклинской. Судя по карте это недалеко от Большереченского села. Насчет архива хочу уточнить - Краеведческий музей или может исторический архив Омской области?В интернете наверное нет, нужно лично приходить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Сергей Валерьевич! Да, речь идет о нашем селе. Все записи архива взяты из церкви Троицкой, которая находилась в Старом Карасуке ( так оно называется сейчас). Здесь были церковно -приходские книги, где записывали родившихся и умерших в Чебаклах. Однако, книги уточняют, что записи могут быть неполные - не все записывали в церкви. Архив Чебаклинский находится в Омском государственном историко - краеведческом музее (http://www.museum.ru/M1074). Можно сделать заявку по родословной. Она платная. Я, чтобы туда попасть, брала ходатайство в администрации. И добавлено, что часть данных находится в Тобольском архиве.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Сергей Валерьевич! Да, речь идет о нашем селе. Все записи архива взяты из церкви Троицкой, которая находилась в Старом Карасуке ( так оно называется сейчас). Здесь были церковно -приходские книги, где записывали родившихся и умерших в Чебаклах. Однако, книги уточняют, что записи могут быть неполные - не все записывали в церкви. Архив Чебаклинский находится в Омском государственном историко - краеведческом музее (http://www.museum.ru/M1074). Можно сделать заявку по родословной. Она платная. Я, чтобы туда попасть, брала ходатайство в администрации. И добавлено, что часть данных находится в Тобольском архиве.

      Удалить
  8. Алеев Валерий Андреевич30 июля 2015 г., 8:04

    Здравствуйте, Галина Ивановна! Приятно встретиться на Вашем блоге. Хотя знаком с историей Вашей семьи, так как сам родился в с.Чебаклы, но здесь узнал больше о Ваших предках. Также приятно увидеть свою молодую маму на фотографии (у нас в семейном альбоме не сохранилось такое фото). Хочу пожелать Вам продолжения данной работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Валерий Андреевич! Спасибо за отклик. Большой привет Вам от моей мамы. А фото это мне приносила Людмила Самутинская и я его сохранила для работы в электронном варианте.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Галина Ивановна! Зашла к вам случайно и сразу же увидела то, что меня больше всего сейчас интересует - рубрика "Моя родословная". Я тоже увлекаюсь, вернее пытаюсь восстановить свою родословную. Мамины корни из Омской области, д.Смелое Полтавского района. Там проживали до высылки ее родители. А уж потом они оказались в Прокопьевске, где мама и родилась. Мой дед был репрессирован и расстрелян, маме было 1,5 года. К сожалению ее уже нет в живых, а так бы она порадовалась, что я нашла дело деда и смогла узнать кое что о их жизни до ссылки. Поиски продолжаю и поныне, записываю, надеюсь что мои записи будут интересны внукам. Всего вам доброго.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Я тоже многое восстанавливаю уже после смерти папы, дедушек и бабушек. И делаю это в большей степени также для детей и внуков. А мой дед был раскулачен и сослан "за Васюганские болота", где бабушка и умерла.Сам он доживал в г Омске, женившись еще раз. А про другого деда, погибшего на войне, узнала в подробностях с электронного банка "Подвиг народа" (см.на боковой панели на блоге). Понимаю что и Вам, как и мне, трудно восстанавливать родословную (архивы бы помогли, но от нас они далеко). Полтавский район знаю - в с. Ольгино живут сваты. Желаю Вам успехов и удачных поисков! Спасибо за внимание.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Галина Ивановна!
    Вы так много набрали материала про свою семью!
    У меня уже родителей нет, остались в школьной тетрадочке записанные со слов мамы воспоминания. И я никак не соберусь оформить это в положенном виде. Но наша родословная не очень далеко исследована, к сожалению. Мама говорила про архивы...но мне же всё некогда было...(
    А Вы - молодец.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Знаю по себе, как трудно и всегда не хватает времени на создание личного архива. Я начинала тоже с тетрадочки. У меня тоже описаны неглубокие корни.Тоже сожалею об том, что когда живы были бабушки и дедушка не сделала под запись многово. А напишите и Вы, еще придете и к этому периоду в жизни.Спасибо за теплые слова.

      Удалить