среда, 2 марта 2016 г.

Такие разные мосты

Мосты, мосты, мосты...
Вот оно, творенье дерзкой мысли –
В жизнь осуществлённая мечта.
Человека выпуклые мышцы
Вижу в арках выгнутых моста:
Словно человек руками смело
Потянулся к синим берегам.
И летят составы, точно стрелы,
По его протянутым рукам.

Эта тема для разговора придумана не мной, а человеком, увлеченным своей профессией, педагогом - географом, отличным блогером и просто интересным человеком Александром Сергеевичем. Так получилось, что даже фамилия мне его неизвестна, но зато хорошо известен его блог "Мир сегодня" , и очень близки темы, которые затрагивает автор. Именно здесь в статье "Мосты качаются над реками..." представлен интересный материал о самых красивейших мостах российских городов. Мне почему - то захотелось ее дополнить и рассказать о мостах города Омска.

Мосты Омска - это 10 больших транспортных мостов, 5 из которых над  рекой Иртыш, а 5 - над  Омью, притоком Иртыша. Когда - то на месте их слияния и возник сам город. 

Часть 1. Мосты Оми.



От второго построенного на Оми моста в далеком 1857 году не осталось и следа. Он назывался Николаевским, омичи его называли Деревянным.

Название говорит само за себя: основным материалом у строителей было дерево. Соединяла переправа между собой две улицы: Омскую и Первый взвоз (или как ее называют Краснофлотская). Поскольку мост строился из деревянных балок, то оказался весьма недолговечным. Частые наводнения на Оми разрушали мост неоднократно, его собирали чуть ли не по бревнышкам, вылавливая их из разбушевавшихся по весне водам рек Иртыша и Оми, но очередная вода рушила его снова. Его восстанавливали, ведь город нуждался в соединении, но в 1947 очередное стихийное бедствие на воде разрушило Николаевскую переправу, и после этого случая мост уже не восстанавливали.

А вот на месте первого старого деревянного моста, возведенного еще в 1790 г., перестроенного в 1826 г. Ильинского, а с 1903 года так называемого "французского" или "парижского" моста, разобранного в 1966 г., был возведен и сдан в эксплуатацию в 1967 году новый, названный Юбилейным. Следует отметить, что поскольку этот мост является уже третьим, если не четвертым, который возведен на данном месте, то остатки от предыдущих мостов еще можно увидеть в виде торчащих из воды свай. Юбилейный мост так же соединяет два берега реки Омь
Протяженность Юбилейного моста равна восьмидесяти метрам. Свое нынешнее название он получил благодаря памятной дате - 50 -летию укрепления советской власти. По нему легко перемещаться и автомобилям, и пешеходам. Во время проведения различных масштабных городских культурно-массовых и развлекательных мероприятий автомобильное движение на мосту перекрывают и его полностью отдают в пользование исключительно пешеходам. Коренные омичи очень часто рассказывают, особенно приезжим, что якобы под мостом имеется вход в пещеры, расположенные под землёй. Как конкретно они называются, и где именно расположены, никто точно не знает. Не факт, что вообще эти пещеры реально есть. Однако, эта история отлично справляется с ролью городского мифа, который живет уже много лет.
Комсомольский мост

Еще один мост через Омь. Его постройка была завершена в 1953 году. Сам по себе описываемый мост является автомобильным. Но поскольку практически весь общественный транспорт перевозит людей на работу и с работы или по месту жительства, учебы, мост загружен в любое время суток, автомобилисты предпочитает его объехать. Кстати, до 1997 года по нему перемещались и трамваи, но железнодорожный рельсовый путь для них был демонтирован. Мост удерживают на весу мощные бетонные опоры и, несмотря на свой достопотченный возраст, он и сегодня надежно выполняет свои функции. С него на город открываются красивейшие виды, а под ним - вид целомудренной природы берегов реки. Хотя протяженность моста невелика, но интенсивное движение транспорта нейтрализует пешие прогулки и сфотографировать панорамы города не предоставляется возможным.

Октябрьский мост


Сдан в эксплуатацию в 1962 году. Арочный, имеет 3 пролета по 40 метров. Прекрасное мощное железобетонное сооружение. В народе он больше известен как "Горбатый". В 60 -е годы он имел форму горба, так как на подъезде к сооружению был спуск, а затем шло возвышение, в результате чего и вырисовывалась его горбатость. Спустя 30 лет (в 1992 - 1996гг.) мост серьезно реконструировали, заменили его верхнюю часть, немного приподняли, чтобы выровнять, уменьшить выемку и убрать горбатость. Но даже после такого масштабного видоизменения, мост для жителей по - прежнему остается "горбатым": что поделаешь, "привычка - не рукавичка". Интересен тот факт, что это единственный мост в городе, где до сих пор сохранились трамвайные пути и осуществляется движение трамваев, а так же на мосту располагается остановка, что тоже в наши дни встречается крайне редко.


В 1931-1933гг. было осуществлено строительство деревянного железнодорожного моста через Омь, но позднее он был сломан, рядом построили (1962г.) железный, который действует и поныне


Поскольку изношенность моста уже велика, в градостроительстве решается вопрос (правда, при больших разногласиях!) о строительстве нового ж.д. моста. Заканчивая обзор мостов на Оми, добавлю, что свое название «Омь» река получила по одной из версий от тюркского слова ом — «тихая». Местное название на сегодняшний день очень обмелевшей речки - уменьшительное Омка. А нам с вами, зная теперь историю разрушений ей водных преград, можно засомневаться в ее тихости. Есть еще один интересный факт в истории притока Иртыша: в 1981 году в устье Оми со дна реки была поднята баржа со снарядами, затопленная колчаковцами. Вот так -то. А сколько еще тайн хранится в ее водах от порушенных мостов и затопленных барж?

Часть 2. Мосты Иртыша.


В 1896 г. был открыт для движения через Иртыш Железнодорожный мост. 
Строили его можно сказать вручную, а материалы для его строительства были доставлены совершенно из разных городов. Например, в Челябинск ездили за гранитным камнем для создания опор, в Новороссийск – за цементом. Рельсы были изготовлены в уральском заводе Демидовых. Окончания работ датируются 1895-м годом, а затем начались испытания, которые проходили в марте 1896 года. Успешное их проведение ознаменовалось первым настоящим перемещением по мосту 31 марта того же года. Таким образом, у железнодорожного моста скоро юбилей - 120 лет! У него очень непростая судьба – его взрывали при отходе войска Колчака в ноябре 1919-го года. Это пришлось сделать, так как надо было перекрыть пути, чтобы их не настигли красные. Но переправу все равно проложили, которой послужили расположенные прямо на льду рельсы, и это выполнялось в рекордные сроки – буквально за неделю. Однако, уже по весне в 1920 году мост подняли и восстановили полностью. В 1935 году для удобства следования поездов построили еще один мост неподалеку для второго пути. В середине 60-х годов произведено усиление металлоконструкций. В 1994 г. возведён новый, третий по счёту, мост. В период с 2001 по 2007 гг. на опорах самого первого моста после демонтажа старых возведены новые пролётные конструкции. В настоящее время для движения используются только два пролёта моста, путь к третьему, наиболее старому пролёту демонтирован. Совсем недавно пути движения осветили по европейски


Общий вес металлоконструкций нового моста составляет 3,6 тыс.тонн, длина - 730 метров, срок службы объекта рассчитан на 60 лет. К настоящему времени на строительство моста израсходовано около 160 млн.рублей. Однако, и поныне несут свою службу 120-летние опоры – облицованные гранитом «быки». Один узел старого моста сохранен и в качестве памятника железнодорожной техники установлен в мемориальном сквере старейшего железнодорожного предприятия города – Омской дистанции пути. На нем укреплена памятная доска. Еще одна мемориальная доска, установленная в середине прошлого века, находится на самом мосту. Надпись на ней гласит: «Здесь 7 декабря 1919 года по призыву 3-го (ныне Ленинского) райкома РКП(б) 120 коммунистов и им сочувствующих, следуя почину рабочих Московско-Казанской железной дороги, вышли на первый в Омске коммунистический субботник – на разгрузку топлива».

Мост входит в состав Транссибирской магистрали, по нему проходят как пассажирские, так и грузовые составы

Поскольку железнодорожные переправы мной для проезда использовались не часто (поездки в Москву, Старый Оскол можно посчитать на пальцах!), я восторгаюсь их мощными конструкциями, но родным для себя считаю Ленинградский мост


Его вы и видите за моей спиной на первой фотографии. Именно по нему я въезжаю в город на общественном или личном транспорте часто, насколько это возможно и по необходимости. Ленинградский мост через реку Иртыш был возведен и открыт для автомобилистов официально в ноябре 1959 года. На то время это была первая автомобильная переправа, выполненная из стали и бетона. Примечателен тот факт, что в СССР это было первый раз, когда решили использовать специальные сваи имени Хлебникова, а именно: винтовые и буровые. Для возведения этого масштабного сооружения в Омск был направлен мостопоезд № 413, который приехал из Краснодарского края. Известен такой интересный момент, что в 59-м году специалисты при проверке моста нашли несколько нарушений, в результате чего их устраняли на протяжении года. И лишь в 1960 году было решено провести испытания: вдоль всего моста по обе его стороны выстроились в два ряда автобусы. После этого по нему начал следовать транспорт. Следует и сейчас

Свое называние «Ленинградский» этот мост получил несколько лет позже – в 1967 году по указанию городских властей. Это наименование было вполне логичным, так как рядышком находится Ленинградская площадь, и в то время было еще и кафе «Ленинградское».
Предлагаю рассмотреть его со всех сторон::




 
 




Мост имени 60-летия ВЛКСМ


Мост автомобильный, был официально открыт третьего ноября 1978 года. Эта переправа соединяет левый и правый берега речки Иртыш на севере Омска. Я как пассажирка часто пользуюсь и этой переправой. Период строительства моста считается достаточно долгим – на протяжении шести лет шло его строительство. Интересно, что во время проектирования моста и его возведения строители применили ряд уникальных для того времени методов. Это дало шанс своими глазами посмотреть и попрактиковаться студентам технических специальностей, которые тогда учились в Автодорожном институте. Тем более, что находился он неподалеку от возводимого сооружения. Этот мост – яркий представитель строения из соединения стали, железа, бетона, имеющего пролеты. Здесь была применена комбинированная система, а с помощью арочных подпружных поясов усилили прочность неразрезной балки. Что касается ширины моста, то она позволяет ездить автомобильному транспорту в четыре полосы движения. Также на мосту имеются два пешеходных тротуара, каждый из которых более двух метров шириной. Известно, что ранее, до 2007 года по этим тротуарам проходили трамвайные пути, но затем их демонтировали. Омичи именно его считают самым красивейшим мостом города.

Южный мост 


Также автомобильный, только на южном направлении. Был построен в составе обходного пути «Южный» вокруг города Омска, который входит в состав федеральной трассы М-51 «Байкал». Открытие его датируется ноябрем 1991 года. Сама обходная южная автомагистраль – это действительно важный участок федеральной трассы, и с открытием моста появилась отличная возможность направлять грузовые автомобили в обход города. В основном это транспортный поток из Новосибирска в Челябинск и обратно. На сегодняшний день по данной переправе каждый день продвигается более двенадцати тысяч автомашин. И это интенсивное движение с каждым годом набирает все большие обороты. Так, благодаря данному мосту значительно разгрузили город Омск и его центр от движения транспортных средств с большими грузами. Поэтому здесь в основном можно увидеть скопление фур, грузовых машин, технического транспорта и т.д. 
Фрунзенский мост
Этот мост был возведен в период 1987-1988 годов. Однако, до него на этом же месте был другой мост из дерева, постройка которого заняла всего лишь сорок пять суток, но просуществовал он до 1984 года. В этом же году переправу разрушила бушующая стихия. Нынешний Фрунзенский мост имеет достаточно большую длину мостового перехода – 1046 метров. Именно такое внушительное расстояние заняла длинная эстакада на бетонных сваях. Но собственно мост протянулся на 650 метров. Данный мост обладает достаточно большой пропускной способностью, что становится возможным благодаря трехполосному движению в одну сторону. С эстакад моста предусмотрена лестница как для спуска под мост, так и подъема на него. Архитектор моста побеспокоился и о пешеходах. Для них на сооружении выделены специальные дорожки, идя по которым человек может чувствовать себя в безопасности. К тому же тротуар отделен от проезжей части специальным отбойником. Причем, идти пешком по мосту можно без проблем и в ночное время, потому как на нем с небольшим интервалом между собой установлены фонари, достаточно ярко освещающие всю поверхность моста и эстакад. 
Метромост

Детище современности. Метромост имени 60-летия Победы в городе Омске является совмещением моста для передвижения автомобильного транспорта и метромоста. Но сегодня мост есть, а метро нет. И будет ли? Его строительство начато еще в 1993 году. Как бы то ни было, в октябре 2005 года на радость омичам он был открыт в торжественной обстановке. Переправа содержит два уровня, а общая длина ее составляет 650 метров. Верхний уровень служит автомобильной магистралью с шестью полосами для движения, а ширина всей проезжей части – тридцать четыре метра. На нижнем уровне находится метро-туннель, по которому должен «бегать» поезд метро. Кроме того, через мост имеются два перехода, предназначенных для пешеходов, в добавок к которым предусмотрены смотровые площадки. Это позволяет многочисленным жителям и туристам прогуливаться по мосту и наслаждаться видами речки Иртыш и прибрежных пейзажей
Особенно красив метромост в вечернее время суток:









Таким образом, мы с вами совершили небольшой экскурс по омским мостам. А если хотите посозерцать мосты и не только с высоты , смотрите ЗДЕСЬ.
Источник  стихотворения
Источник данных
Источник фотоматериалов


17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Галина Ивановна!
    Удивительно, сколько у Вас мостов!Какие они все разные, у каждого своя история, своё имя.
    Интересно было познакомиться с мостами Вашего города!
    А у нас в городе 3 моста - 2 на станции (город Одинцово состоит из двух частей, соединяющихся этими мостами), а 1 - развязка, чтобы разгрузить Можайское шоссе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я сама когда углубилась в тему, поймала себя на том, что интересно ВСЕ. Но остановилась лишь на крупных мостах и основном описании. А сколько еще подробностей можно рассказать. Но это в дугой раз.И Вы, Ольга Николаевна, расскажите о своих.Тоже будет полезно узнать о них.

      Удалить
  2. Галина Ивановна, я даже помню Ваше предложение рассказать об Омских мостах через Иртыш, Александр Сергеевича его поддержал.
    Галина Ивановна, спасибо большое за рассказ о мосты Омска, даже не представляла, что у их аж 10, и что они все действующие и востребованы, красивы и разнообразны. А какая интересная история у каждого. А у нас два моста и мост - дамба через реку Кубань на выезде их города, причем, даже можно сказать, что по ним мы ездим из Краснодарского края в республику Адыгею, так как граница проходит по реке

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Обещанное выполнила, лишь сожалею, что собственных видов нет, за исключением одной фотографии. Если бы знала...Возможно, отсниму. Интересная тема. И Вы расскажите подробнее о своих.Спасибо.

      Удалить
  3. Галина Ивановна, спасибо за интересный рассказ о мостах. Я очень люблю рассматривать мосты и мостики, особенно с необычной архитектурой.В основном они построены по проектам архитекторов не нашего времени. К сожалению у нас в городе таких сооружений нет. Мосты есть (и железнодорожные, и автомобильные, и пешеходные), но ничего особенного не представляют. Понравился Октябрьский мост, интересным показался Метромост (не пойму, как там все может совмещаться)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли! Мне самой Октябрьский мост тоже близок, тем более, что всегда еду по нему к дочери и сыну ( как -то обошла этот нюанс!). И форма у него необычная. А с метромостом все просто: из метро(если достроят!) будет на мост выходить электричка (или поезд, что запустят в метро) и часть его движения будет продолжаться не под землей, а по земле ( я ездила в Москве когда-то на таком по-моему тоже на окраине города), перевозя пассажиров с правого берега на левый( у нас город по обе стороны реки). Таков был проект. Будет ли закончен?Судя по посту многие проекты мостов реализовывались тоже долго. Спасибо.

      Удалить
  4. Галина Ивановна, спасибо за то, что обобщили такую интересную тему. Я каждый день езжу на работу по 2 омским мостам (Ленинградскому и Метромосту), а бывает, что и по Юбилейному... Особенность нашего города в том, что стоит он на пересечении двух рек - Омки и Иртыша. А мы ездим с левого берега на правый. Сейчас на левом берегу много объектов выстроили - так что и с правого на левый берег люди ездят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Тема меня затронула, и я раскрыла ее, опираясь на интернетфото, чего обычно не делаю,а пользуюсь только собственными фотографиями. Теперь дополню своими видами, как только буду в Омске.Рада, что и Вы ею заинтересовались.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Галина Ивановна!
    С удовольствием познакомилась с Омскими мостами. Я только закончила прохождение краеведческого курса на "Универсариуме" Хельги Патаки "Прочти свой город". Задумалась на темой мостов и мостиков в своем городе. Про крупные то многое известно, а вот про мелкие. А ведь их очень много. Например, облагородили реку Комендантку и поставили множество металлических мостиков. Сколько раз там проходила, а не разу не посчитала))) Спасибо, за мысли о мостах. Попробую что-нибудь придумать на эту тему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Я совсем не затронула тему маленьких мостков, описала только крупные. Можно тоже про маленькие рассказать. А курсы проходили дистанционно или...? Близкая мне тема.

      Удалить
    2. Курсы на "Универсариуме" идут дистанционно, бесплатно. Очень интересны некоторые http://universarium.org/
      Может что-то для себя полезное отыщите, Галина Ивановна. Рекомендую присмотреться.

      Удалить
    3. Спасибо, Ольга Александровна, за полезную информацию.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Галина Ивановна! Потрясающий рассказ, отличные фотографии, а вид Омска с высоты птичьего полета - вообще фантастика! Спасибо огромное за доставленное удовольствие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Радуюсь вместе с Вами доставленным удовольствием, спасибо. С наступающей весной Вас и ваших близких!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Галина Ивановна! Спасибо за очень теплые слова в мой адрес. Очень и очень приятно! Мне очень приятно, что мой пост вдохновил Вас о написании сравнительного поста Вашим взглядом. Мы с Вами в комментариях договаривались о том, что Вы обязательно расскажете об этих сооружениях.
    Внимательно прочитал Ваш пост, и вот о чем задумался. Мостов много в России. Каждый уникален историей, архитектурой, внешним обликом, да и просто событиями, связанными с ним. Но все же сходства есть)) Я вот почему-то провел небольшу аналогию между двумя мостами. Юбилейный мост мне очень напомни Канавинский мост в Нижнем Новгороде через Оку. Когда был на левом берегу Оки (там, где Стрелка и Ярмарка), то если стать лицом к мосту и обратить взор на юг, то как раз очень похож вид, что на фото, где изображен Юбилейный мост. А вот Ленинградский мне напомнил наш мост в Краснодаре - он связывает город с п. Яблоновский республики Адыгея.
    Очень красивый Железнодорожный мост. Сложная конструкция, подсветка ночью - красота линий и света.
    Спасибо за интересный пост, Галина Ивановна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр Сергеевич! Конечно же, история мостов уникальна. Предположу, что они могут быть похожими уже потому, что возможно создавались одним и тем же инженером -мостостроителем (н-р,Белелюбский, строивший ж.д.мост через Иртыш, построил более100 мостов). Но в любом случае, схожесть мостов говорит еще и о том, что мы с Вами на них посмотрели одними глазами. Спасибо за откровения.

      Удалить
    2. Одними глазами, это точно, Галина Ивановна. Кстати, про архитектора, все возможно. В историю я уже не углублялся) А если и поискать, то еще будет куча открытий))

      Удалить