Заглянув сегодня в блог учителя русского языка и литературы О.Н. Голубевой, увлеклась чтением отзывов на прочитанные ею произведения Виктории Самойловны Токаревой. Они заставили меня задуматься над выдержками из повестей и комментариями к ним, но не только. Захотелось что - нибудь прочитать из непрочитанного
( а прочитано было настолько давно, что не смогла вспомнить даже названий). И два выбранных рассказа оказались на тему жизненных ценностей, очень актуальную сегодня. Первый рассказ "О том, чего не было" - о мечте, которая есть у каждого, порой несбыточная или наоборот. Но начиналось все с зоопарка:
" И пошел Дима в зоопарк. Последний раз он был здесь двадцать лет назад с папой. И сейчас, когда шел мимо клеток, думал о том, что выросшим детям в зоопарк ходить не следует. Раньше, двадцать лет назад, Дима видел только орла. А сейчас он видел орла в клетке. Клетка была открыта сверху и над орлом было небо, но взлететь в него он не мог, потому что у него были подрезаны крылья ". Так ведь и в жизни каждого человека: в детстве все кажется радужным и возможным. А в итоге?.. Или в молодом и пожилом возрасте ты мыслишь и видишь одно и тоже по - другому (не скажу по - разному! ), скорее всего по - новому ( с учетом жизненного опыта и оценивающе!).
( а прочитано было настолько давно, что не смогла вспомнить даже названий). И два выбранных рассказа оказались на тему жизненных ценностей, очень актуальную сегодня. Первый рассказ "О том, чего не было" - о мечте, которая есть у каждого, порой несбыточная или наоборот. Но начиналось все с зоопарка:
" И пошел Дима в зоопарк. Последний раз он был здесь двадцать лет назад с папой. И сейчас, когда шел мимо клеток, думал о том, что выросшим детям в зоопарк ходить не следует. Раньше, двадцать лет назад, Дима видел только орла. А сейчас он видел орла в клетке. Клетка была открыта сверху и над орлом было небо, но взлететь в него он не мог, потому что у него были подрезаны крылья ". Так ведь и в жизни каждого человека: в детстве все кажется радужным и возможным. А в итоге?.. Или в молодом и пожилом возрасте ты мыслишь и видишь одно и тоже по - другому (не скажу по - разному! ), скорее всего по - новому ( с учетом жизненного опыта и оценивающе!).
Или вот понравившаяся мне фраза: "Хорошо бы у человека была в мозгу такая кнопка: нажмешь - и забудешь все, что хочешь забыть". Здесь я подразумеваю горестные события, которые случаются в жизни каждого человека и порой "не выходят из головы, не давая ей отдыха". Хотя?.. нет. Все - таки, если будет мозг будет оключаться или включаться по тому или другому случаю , то это уже без души. Человек - автомат. А мы же люди! Уж лучше с душой.
Или еще вот это: " Это было воскресенье, и это было самое счастливое воскресенье во всей его сознательной жизни.Конец дня немножко испортила мама. Мамы умеют любить, как никто другой, и, как никто другой, все портить." Здесь, наверное, не поспоришь. А все почему? Считаю, что от ответственности за своих детей. А что касается мечты главного героя ? "Я не вовремя родился, - сказал Дима и сложил пальцы так, будто собирался молиться. - Лишний человек. Трагическая личность. Вот Энгельс сказал: "Что такое трагедия? - Столкновение желания с невозможностью осуществления". Эта фраза и наталкивает на размышления о том, что мечта, чтобы быть осуществимой, должна быть реальной, а желания должны совпадать с нашими возможностями. Это один из первых рассказов писательницы, который сделал ее популярной.
«У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие...» – так писал Юрий Нагибин. Не менее интересен и ее другой рассказ "День без вранья" об учителе французского языка. В свое время ( не знаю, как сейчас ) мы на уроках литературы с детьми обсуждали произведение Распутина В. " Уроки француского"). И это знаменитое высказывание "Странно: почему мы так же как и перед родителями всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то , что сталось с нами после". и сегодня заставляет задуматься любого учителя. Но сейчас не об этом. Мысль: " Я преподаю французский язык с нагрузкой двадцать четыре часа в неделю. Я бы с удовольствием работал двадцать четыре часа в год, но тогда моя годовая зарплата равнялась бы недельной". Сегодня можно было бы перефразировать: слово " недельной" заменить чуть ли не "ежедневной". Согласны? А как вам нравиться этот эпизод ? " Во время нашего разговора в столовую вошла учительница начальных классов Кудрявцева. Она молчит, в разговоре не участвует, обдумывает предстоящий урок. Так хороший актер перед спектаклем входит в образ.Появилась учительница пения Лидочка. Она мечтает стать киноактрисой и свою работу в школе считает временной; знакома со многими знаменитыми писателями, артистами, и когда рассказывает о них, то называет: Танька, Лешка. Пришел наш второй мужчина – учитель физкультуры Евгений Иваныч, или, как его фамильярно зовут ученики, Женечка. Меня ученики зовут «шик мадера», а Женечку «тюлей». Он считает меня размазней, интеллигентом, скучным человеком, потому что я не поддерживаю за столом Лидочкиных изысканных тем. Женечка понимает толк в стихах, любит народные песни, но стесняется обнаружить это. Ему нравится казаться хуже, чем он есть. Мне нравится казаться лучше, чем я есть, Лидочке – талантливее. Я редко встречаю людей, которые хотят казаться тем, что они есть на самом деле". То, что подчернуто, актуально и сегодня. И, может быть, сегодня это становится более актуальным, чем в те советские времена, которые описаны в рассказе.
Или еще вот это: " Это было воскресенье, и это было самое счастливое воскресенье во всей его сознательной жизни.Конец дня немножко испортила мама. Мамы умеют любить, как никто другой, и, как никто другой, все портить." Здесь, наверное, не поспоришь. А все почему? Считаю, что от ответственности за своих детей. А что касается мечты главного героя ? "Я не вовремя родился, - сказал Дима и сложил пальцы так, будто собирался молиться. - Лишний человек. Трагическая личность. Вот Энгельс сказал: "Что такое трагедия? - Столкновение желания с невозможностью осуществления". Эта фраза и наталкивает на размышления о том, что мечта, чтобы быть осуществимой, должна быть реальной, а желания должны совпадать с нашими возможностями. Это один из первых рассказов писательницы, который сделал ее популярной.
«У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие...» – так писал Юрий Нагибин. Не менее интересен и ее другой рассказ "День без вранья" об учителе французского языка. В свое время ( не знаю, как сейчас ) мы на уроках литературы с детьми обсуждали произведение Распутина В. " Уроки француского"). И это знаменитое высказывание "Странно: почему мы так же как и перед родителями всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то , что сталось с нами после". и сегодня заставляет задуматься любого учителя. Но сейчас не об этом. Мысль: " Я преподаю французский язык с нагрузкой двадцать четыре часа в неделю. Я бы с удовольствием работал двадцать четыре часа в год, но тогда моя годовая зарплата равнялась бы недельной". Сегодня можно было бы перефразировать: слово " недельной" заменить чуть ли не "ежедневной". Согласны? А как вам нравиться этот эпизод ? " Во время нашего разговора в столовую вошла учительница начальных классов Кудрявцева. Она молчит, в разговоре не участвует, обдумывает предстоящий урок. Так хороший актер перед спектаклем входит в образ.Появилась учительница пения Лидочка. Она мечтает стать киноактрисой и свою работу в школе считает временной; знакома со многими знаменитыми писателями, артистами, и когда рассказывает о них, то называет: Танька, Лешка. Пришел наш второй мужчина – учитель физкультуры Евгений Иваныч, или, как его фамильярно зовут ученики, Женечка. Меня ученики зовут «шик мадера», а Женечку «тюлей». Он считает меня размазней, интеллигентом, скучным человеком, потому что я не поддерживаю за столом Лидочкиных изысканных тем. Женечка понимает толк в стихах, любит народные песни, но стесняется обнаружить это. Ему нравится казаться хуже, чем он есть. Мне нравится казаться лучше, чем я есть, Лидочке – талантливее. Я редко встречаю людей, которые хотят казаться тем, что они есть на самом деле". То, что подчернуто, актуально и сегодня. И, может быть, сегодня это становится более актуальным, чем в те советские времена, которые описаны в рассказе.
И самое важное, на мой взгляд, выражение героя рассказа "Я обнаружил сегодня, что людей добрых гораздо больше, чем злых, и как было бы удобно, если бы все вдруг решили говорить друг другу правду, даже в мелочах. Потому что, если врать в мелочах, по инерции соврешь и в главном ". Эта позиция и моя тоже.
(Картинка взята с сайта:http://u4ienglish.ru/ege-reading-a15-a21/)
Галина Ивановна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьПосле Вашего комментария в моём блоге, прилетела к Вам в гости.
Спасибо Вам большое за внимание!
Продолжение моего чтения наблюдаю в Вашем блоге. Как верно всё подмечено: фразы, движения, манеры, взгляды. У Виктории Токаревой, кажется, нет ничего лишнего и личного. Но всё становится твоим. Ты живёшь вместе с каждой героиней, буквально проживаешь её жизнь, один-два дня, одну-две недели её жизни. Будем читать ещё?
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Читать будем. Все в рассказах жизненно, близкое и все твое, как вы правильно заметили. Спасибо вам за открытый интерес к автору.
УдалитьЗдравствуйте, Галина Ивановна! Я попал к Вам в блог через блог О.Н.Голубевой. Не могу не прокомментировать Ваш пост. Очень интересно! Особенно фраза: "Конец дня немножко испортила мама. Мамы умеют любить, как никто другой, и, как никто другой, все портить." Хотелось бы поспорить с героем повести, но и в чём-то согласиться. Спасибо за тему.
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Иван! Я тебя понимаю ( как и автора этих строк) уже по тому, что у меня есть сын ( ему 24 года) как мать, которая его очень любит, и как мать, которая иногда ему портит если не жизнь, то настроение точно. Это происходит по тому, что приземляю его, если так можно выразиться, к реальности, которая порой не такая красочная, как представляет он. Но молодые почти все максималисты.
УдалитьГалина Ивановна. Как все тонко вы подметили и насчет недельной зарплаты, и насчет того, чтобы говорить правду, и о добрых и злых. Жаль, что книги читают не все... А то весь мир бы был добрее. Я тоже увлекаюсь Токаревой. Сейчас читаю сборник "Из жизни миллионеров", причем уже не первый раз некоторые рассказы перечитываю, выписываю некоторые вещи
ОтветитьУдалитьч
Здравствуйте, Анна Борисовна! Да, с чтением сегодня сложно. Очень быстрый темп жизни. А книга требует время - прочитать, осмыслить, задуматься. И еще в том, что сегодня стали меньше читать художественной литературы, я считаю виновата школа: 2 часа на чтение в начальных классах мало для начинающего читателя. Согласны?
Удалить